Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «ветка рябины»
Содержание:
Ход занятия
Дети сидят напротив воспитателя.
Воспитатель: (включает аудиозапись «щебетание птиц») Ребята, кто это поёт?
Дети: Птички.
Когда я сегодня шла на работу, на земле сидела маленькая птичка. У неё не было сил летать. Она была голодная. Я её принесла в детский сад, накормила. Вот она. Давайте с ней поздороваемся!
Дети: Здравствуй, птичка!
Воспитатель: А, вы, знаете, чем питаются птички зимой? (Хлебом, зернышками)
А чем еще мы можем накормить птичек? (Ответы детей)
Ещё есть особенное дерево, у которого ягодки висят до поздней зимы и птички их клюют. Его мы видели на прогулке.
Послушайте про это дерево стихотворение.
Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных.
О чём стихотворение? (Показывает гроздь рябины)
Дети: О рябине.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, какие красивые ягодки висят на ветке, одна возле другой, ягодок много они собраны в кисть или гроздь.
Ими питаются зимой птицы.
Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины?
Дети: Красного.
Воспитатель: Какой они формы?
Дети: Круглые
Воспитатель: Какого они размера?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: Правильно, ребята. На веточке рябины много-много маленьких круглых красных ягод, одна возле другой. Как клюют их птички? Давайте, превратимся в птичек.
Раз, два, три повернись,
Быстро в птичек превратись.
Игра «Птички»
Птички по небу летели
(Детки машут руками и бегут по кругу)
И на веточку присели
(Останавливаются, садятся на корточки)
Горстку ягодок склевали
(Руками показывают, как птички клюют)
Дальше в небо улетели
(Машут руками и бегут за столы)
А за столики мы сели.
Воспитатель: Зимой птицам трудно найти еду. Давайте мы с вами нарисуем веточки рябины для снегирей. (На столах гуашь красного цвета, ватные палочки, салфетки влажные на каждого ребёнка, заготовленные заранее листы с нарисованными ветками рябины (без ягодок)
Есть рябину я не стану,
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки — влажные и яркие.
Воспитатель знакомит с нетрадиционным способом рисования «тычками»
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что лежит у вас на столе.
Дети: Бумага, краски, палочки.
(Показывает листы бумаги с нарисованными ветками рябины).
Воспитатель: Смотрите, на веточке нет ни одной ягодки. Что будут кушать птицы? Давайте, положим птицам, нарисуем ягоды. Но рисовать сегодня мы с вами будем, ни кисточкой, а ватными палочками. Этот способ называется — рисование «тычками».
Внимательно смотрите, как мы будем рисовать ягоды рябины.
Я беру палочку и обмакиваю её в краску, не всю палочку, а кончик и прикладываю её к веточке.
А теперь, вы, возьмите палочку в руку. Покажите, мне палочку. Молодцы, правильно взяли!
Обмакиваем палочку в краску, прикладываем к веточке. Еще раз попробуем, обмакиваем в краску и прикладываем рядом. Ведь на веточке не одна ягодка, их много, все они висят близко друг к другу, все очень дружат.
Рисуйте аккуратно, набирайте на палочку краску хорошо, чтобы ягоды были сочные.
А какого цвета у нас краска (красного). Молодцы!
(Помогаю в процессе работы.)
Воспитатель: Какие чудесные ветки рябины мы с вами нарисовали! (Рассматривание готовых работ.)
Посмотрите, снегири увидели их и прилетели к нам в группу.
Они очень любят лакомиться ягодками! (Даю каждому ребенку силуэты снегирей на двойном скотче).
Воспитатель: Ребята давайте посадим этих снегирей на свою веточку.
(Дети приклеивают их на ветку)
Физкультминутка «Наши пальчики»
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
(Ритмично сжимать пальцы в кулачки)
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
(Выполнять соответствующие движения)
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
А теперь, мы отдохнём.
(Ритмично сжимать пальцы в кулачки)
Подведение итогов занятия
Но ягоды рябины любят не только птицы, но и люди.
Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины? (ответы детей)
Из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет.
Как называется варенье? (рябиновое)
Их сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай. Из свежих ягод рябины отжимаю сок, очень полезный при простуде. Как называется сок? (рябиновый)
Рябину в народной медицине используют для полоскания рта, когда болят зубы и десна.
Делают сироп, в котором, очень много витаминов, необходимых человеку для улучшения зрения, работы желудка.
А что мы сегодня делали? (Рисовали)
Какие ягодки рисовали? (Красные, круглые)
Чем рисовали? (Ватными палочками).
Как этот способ называется? («тычками»)
Посмотрите, как рады снегири ягодкам.
Молодцы, ребята, потрудились, спасли снегирей от голодной зимы, много сочных ягод нарисовали.
Выставка детских работ.
Ход организованной образовательной деятельности
Предлагаю детям встать в круг и говорю:
Встали, дети, встали в круг, я твой друг и ты –мой друг.
Давайте подарим друг другу улыбку. Посмотрите, как сразу у нас стало светлее, ведь
Здесь собрались добрые и сердечные люди.
Говорю: ребята, слышите, кто-то постучал в окошко (заранее прошу помошника воспитателя постучать на улице в окно группы). Я пойду,посмотрю. Возвращаюсь с корзиной, где находятся ветки рябины и письмо.
— Детки, смотрите, что я нашла, показываю и письмо, красиво оформленное осенними листочками. Как вы думаете. от кого этот подарок?
Дети отвечают, что наверное, от осени.
Спрашиваю: А как вы догадались?
Дети говорят, что рябина –это осенняя ягода.
— Правильно. Давайте посмотрим, что же написала нам осень.
Открываю письмо.
— Осень пишет, что хочет узнать, какие осенние приметы вы ёще знаете.
Дети называют осенние приметы (листья пожелтели на деревьях, опадают на землю,
Стало прохладно, перелётные птицы улетают на юг. Чаще идёт дождь и т. д.)
— Молодцы. Вы всё знаете. Ребята, а теперь давайте мы устроим свой листопад.
Динамическая минутка «Листопад» .Дети под музыку «разлетаются как листочки по группе»
— Ребята, а сейчас проходите и садитесь за столы, давайте мы нарисуем веточки рябины в подарок для осени.
Рассматриваем веточку рябины, отмечаю, что ягоды собраны в грозь.
Читаю стихотворение
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах? Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины. источник
Показываю на мольберте картинку с изображением дерева рябины
— Цветёт рябина в мае, начале июня.
— Плоды созревают в сентябре.
— после заморозков плоды становятся сладкими и вкусными, оставаясь на дереве до глубокой зимы.
— В плодах много витамин, рябина используется медицине, а так же в пищевой и кондитерской промышленности.
Затем рассматриваем ветку рябины: строение, оттенки цвета, форма листьев и плодов
-А ещё ягодами рябины очень любят лакомиться птицы, особенно снегири,
Физкультминутка
Снегири летят, летят,
им на месте не сидится,
завертелись как волчок,
прыг — скок, прыг — скок.
Полетели пообедать,
но кругом лишь снег, да снег.
Хорошо, что им кормушку,
сделал добрый человек!
Затем показываю приёмы рисования
Изображение ветки рябины в нетрадиционной технике с использованием штампа
Наносим краску (используем жёлтую, красную, коричневую) на веточку рябины. Хорошо прокрашиваем каждый листочек и затем аккуратно прикладываем к листку бумаги.
Пока краска подсыхает
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Затем предлагаю приклеить ягоды (комочки из бумаги)
Обращаю внимание, что ягоды рябины собраны в гроздь. По окончании работы говорю
По окончании работы говорю
Что за чудная картина?
Это веточка рябины!
— Посмотрите, какие красивые веточки рябины,у нас получились, осени очень понравится.
Вывешиваю рисунки на доску. Дети рассматривают свои рисунки. Делятся впечатлениями.
Рассказ по картине «Летом в парке» Ветка рябины
Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Агрыз Агрызского муниципального района
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:
Рассказ по картине «Летом в парке» Ветка рябины
Костенкова Людмила Игнатьевна
РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ «ЛЕТОМ В ПАРКЕ»ВЕТКА РЯБИНЫ
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности
: коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели:
Учить составлять рассказ на осеннюю тематику, узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении, понимать и использовать слова в переносном значении; различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, определять род предмета; развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, развивать умение в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его)
, воспитывать умение видеть красоту.
Целевые ориентиры дошкольного образования
: самостоятельно составляют небольшой рассказ по картине, употребляя в речи сложные предложения; эмоционально реагирует на красоту природы, отображенную в литературных и музыкальных произведениях.
Материалы и оборудование
: картина «Летом в парке»; красивая ветка рябины с небольшим числом ответвлений; акварельные краски, кисточки, бумага белая размером листа формата А4.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за рябиной, чтение стихов, загадок, пословиц и пение песен про рябину.
Словарная работа:
трепаланепогода.
1. Организационный момент.
– Снегири прилетают к нам зимой. Они никогда не видели жаркого лета. Чем любят лакомиться эти птицы? (Ягодами рябины.)
Давайте расскажем снегирям о лете и приготовим для них угощенье – ягоды рябины.
2. Рассказывание по картине «Летом в парке» (из серии «Времена года»).
– Посмотрите на картину. С чем она нас знакомит? (Как дети гуляют летом в парке.)
– Давайте составим рассказы о летней прогулке детей. Что следует сделать, чтобы рассказы получились интересными? (Надо очень внимательно рассмотреть картину.)
– С чего вы начнете рассказ?
– А какие слова вы постараетесь припомнить, чтобы рассказать, например, об аллее парка? (Тенистая, зеленая, широкая, ровная.)
3. Рисование с натуры «Ветка рябины».
– Прослушайте народные приметы, связанные с рябиной.
Рябина зацветает – пора сеять лен.
Рябина цветет ясно – много овса будет.
Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
Поздний расцвет рябины – к долгой осени.
Если уродится рябина – рожь будет хороша.
В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.
– Рассмотрите ветку рябины. Какого цвета ягоды? Какие по форме листья? Рассмотрите иллюстрации кустов и деревьев, разукрашенных осенью. Послушайте стихотворение В. Рождественского о рябине.
Я знал тебя, моя рябина…
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты – всем горестям назло
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.
— Ребята, кто питается ягодами рябины? (Птицы
).
— А какие птицы? (дрозд-рябинник
, синицы, скворцы, свиристели, вороны).
— Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся пищей для лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, и медведи.
Рябина – любимая ягода русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Распространен он был не только в России, но и в Западной Европе. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.
– Подумайте о расположении веточки рябины на листе бумаги. Вспомните приемы работы акварелью.
Дети изображают веточку рябины на своем рисунке.
– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Снегири очень довольны вашим угощеньем.
Ход занятия:
Воспитатель:Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелетные птицы покидают наши края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже нас не радует своим разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется. Ели внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски.
Осень
Осыпается весь наш бледный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь в дали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
А. Толстой
Воспитатель:ребята я хочу загадать вам загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
(рябина)
Молодцы, правильно отгадали. Словно девушка-молодушка, тонкоствольная и стройная, стоит рябинушка в осеннем одеянии.
Накинула на плечи шаль из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Рябина — не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины.
А сейчас ребята я предлагаю вам размяться.
Физкультминутка «Рябина»
На тропинке — тень, солнечная сетка. (Поднять руки вверх, покачать ими влево- вправо).
Через тын, через плетень свесилась ветка. (Наклониться вниз, руки — к носкам ног).
Прибегу, (Легкий бег).
Прискачу, (Прыжки на месте с ноги на ногу).
На носках привстану, (Привстать на носках).
Ветку за косы схвачу, ягоды достану. (Хватательные движения руками поочередно).
У плетня посижу и на шелковинку (Присесть, руки — на колени).
Осторожно нанижу ягоду-рябинку. (Имитация движения — нанизывание ягод на ниточку)
Бусы горькие надень, веточка, ветка! (Встать, «надеть» бусы на шею)
На тропинке — тень, солнечная сетка. (Хлопки в ладоши).
Воспитатель:
ягоды у рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды-кружочки.
Они практически одного размера, как сестры-близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который поможет нам с вами успешно справиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.
Дети упражняются в приеме примакивания пальчиков на дополнительном листе, затем вытирают палец влажной салфеткой.
Воспитатель: Листики у рябины сложные,на одном черенке их несколько: все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть практически невозможно, как ниприглядывайся. Чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся кисточкой и вспомним приём примакивания кистью. Берём кисть, обмакиваем её, например, в желтую краску и прикладываем к листу бумаги. Получаем одноцветный мазок. Можно использовать и приём двухцветного мазка – всю кисть обмакнуть в жёлтый цвет, а её кончик в оранжевый и приложим к бумаге. Сначала печатаем листики с одной стороны черенка, а затем с другой добавляем им парные и один непарный – наверху черенка.
Дети упражняются в приеме примакивания кисти на дополнительном листе, затем моют кисть.
А сейчас ребята выстраиваем композицию на подготовленном листе, первоначально кистью нарисовав веточки-черенки, затем приемом примакивания кисти изображаем листики, пальчиками – ягоды.
В процессе работы следить за тем, как рисуют дети. Напоминаем, чтобы они аккуратно рисовали, и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка у вас получилась как настоящая.
Поэтому я предлагаю
вам немножкоотдохнуть.
Физкультминутка «Рябинка «
На холме стоит рябинка, Потягивания — руки вверх.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете — Вращение туловищем вправо-влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнется, Наклоны в стороны.
Не печалится — смеется.
Вольный ветер грозно дует, Дети машут руками, изображая ветер.
На рябинку молодую.
Ход НОД:
Воспитатель.
Воспитатель читает стихотворение В. Авдиенко под музыкальное сопровождение и презентацию «Осень в гости к нам пришла»
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки,
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый-кленовый.
— О каком времени года идет речь? (Ответы детей)
— Правильно, наступила замечательная осенняя пора, все деревья оделись в красивые наряды, «Золотая осень в полном разгаре», всё радуется в природе!
— Отгадайте-ка ребятки,вы мои загадки:
1. Ягода красна,
Да не так вкусна,
А пришёл мороз
Сахару принёс.
2. Ягоды – не сладость,
Это глазу – радость.
И садам украшенье,
И дроздам угощенье.
(ответы детей)
— А какие еще деревья вы знаете? (Ответы детей)
— Какие деревья растут в лесу? (лиственные)
Какие деревья растут в саду? (плодовые)
Воспитатель:
-А вы знаете когда созревает рябина (Осенью)
-Посмотрите, ребята, какая красивая ветка стоит в вазе на моем столе. От какого дерева эта ветка?
Ответы детей.
Воспитатель.
Конечно же, от рябины. Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Ягоды рябины считается осенними ягодами, потому-то созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус у рябины горьковатый. Но из нее получается очень вкусное повидло, пастила. А еще ее любят зимой клевать снегири.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Воспитатель.
-На тех рябинках, что растут в лесу и у нас в парке, ягоды остаются до зимы, а и иногда и зимой сохраняются на ветках. Любят рябинкой полакомится не только снегири, но и белочки.
— Сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина веточку рябины с кистью ягод. Но лепить мы будем не скульптуру, а барельеф- «Картину» из пластилина. Для этого нам понадобятся листы из картона. Сначала сделаем на них фон из пластилина, чтобы сделать фон нужно разогреть пластилин в ладошках, размять, а потом аккуратно размазать по пластине. Давайте подумаем, какой цвет фона лучше выбрать. Нужно, чтобы на нем хорошо была видна ветка рябины, красные ягоды.
— Значит, цвет фона должен контрастировать с красным цветом ягод, коричневым цветом веточки, зеленым цветом листьев.
— Каким же он может быть? Выберите из этих цветов — Желтым, синим, синим, голубым. Постарайтесь, чтобы пластилин лег на картон ровным слоем.
(Работа детей под аудиозапись)
Воспитатель.
-У всех получилось? А теперь приступаем к изображению рябины с ягодами. Веточку делаем в виде тонкого жгутика, аккуратно примазываем ее к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, осталась тонкой и выпуклой. Также поступаем с зеленым листом рябины.Посмотрите еще раз на форму листа: к сердцевине крепятся тонкие вытянутые листочки.
— В работе используем стеку, делаем прорези на листьях, чтобы они получились резные.
-Как их лучше сделать? Ответы детей.
— Небольшую пластилиновую колбаску надо расплющить так, чтобы она приобрела форму лодочки. Проследите за тем, чтобы листья хорошо прикрепились (примазались) к фону, не потеряв при этом своей формы.
(Работа детей)
Воспитатель
— Теперь самая главная часть нашей картины – кисть ягод рябины
Ягоды в виде маленьких шариков осторожно крепим к фону, легонько на них нажимая, очень осторожно – они должны быть выпуклыми
(Работа детей под аудиозапись)
Воспитатель
— Посмотрите, какие выразительные картины у нас получились!
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идем мы погулять
За черникой, за малиной
За рябиной и калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Воспитатель
— Давайте попробуем представить, о чем думает рябина, когда ягоды ее созревают. Радуется ли она, когда посреди зимы на ее ветки слетаются птицы, чтобы полакомится красными ягодками. (Ответы детей)
— Что испытывает дерево, когда по его стволу и ветвям карабкается озорной мальчишка, желая нарвать побольше ягод, но настолько ягоды рвет, сколько ветки ломает? Делает он это не для чьей-то пользы, а для забавы и, наигравшись, тут же бросает сломанные ветки. (Ответы детей)
— Наверное, грустно и больно рябине, когда люди так поступают. Ребята берегите родную природу, заботьтесь о ней, чтобы вы помнили, что любое дерево, любое растение-тоже живое существо, которому бывает больно, плохо.
Воспитатель
— А мы возьмём наши картины и оформим выставку в группе.
Ход занятия
Воспитатель- Ребята,отгадайте загадку:
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Воспитатель- Что за дерево? (Рябина). Правильно, это рябина.
Рябина – уникальное дерево. Она выдерживает морозы до -50. Там, где климат мягкий, рябина может достигать высоты 15 метров, а где холодный – не более 50 сантиметров. Ягоды Рябины похожи на маленькие яблочки с равносторонней пятиконечной звездой на нижней части.
В рябине много витаминов. За счёт этого рябина борется не только с вирусами, но и с бактериями. После заморозков рябина становится сладкой
Рябина растёт в Крыму, Кавказе, Азии и Северной Америке. Всего учёные насчитали более ста видов красной рябины. В России – примерно тридцать.
Рябина – дерево, приносящее человеку много пользы. Цветы рябины любят пчёлы, а мёд, получаемый с рябины, обладает противовоспалительными свойствами и повышает иммунитет. Ягоды рябины можно употреблять в пищу как в свежем виде, так и в приготовленном. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши. Из рябины делают компоты, варенья, желе, мармелад, кисели, джемы. Ягоды рябины сушат и вымачивают. Из древесины получаются прочные и красивые деревянные изделия, в том числе, мебель. Название рябиныимеет весьма простое происхождение: от слова «рябь». Действительно, в лесу плоды рябины заметны издали. И их вкрапления значительно украшают лес.
А вот одна народная примета, связанная с рябиной: В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.Пословицы:
Не твоему, черна-галка, носу красную рябину клевать!
Выйдем на долинку, сядем под рябинку – хорошо цветёт.
Без рябины осень скучна.
Сентябрь славится одной ягодой, да и то горькой рябиной.
Горох — не рябина, а все едино.
Слушай, рябина, что лес говорит!
Воспитатель- А теперь послушайте стихотворение В.Рождественского:
Я знал тебя, моя рябина,
Ты на околице села,
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты всем горестям назло
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.
Воспитатель- А сейчас мы с вами, ребята, попробуем нарисовать веточку рябины. Подумайте о расположении веточки рябины на листе бумаги. Где мы её изобразим? (Ответы детей). Да, правильно, в центре листа.
Объяснение и показ порядка выполнения рисунка
1. Проводим карандашом основную ветку по диагонали листа. На ветке будут держаться листья и гроздь рябины.
2. Под углом от ветки в одном направлении сверху и снизу проводим линии, на которых будут листья. Листья не рисуем.
3 От ветки вертикально вниз проводим линию – ветка с ягодами. Ягоды держатся на веточке-кисточке. Предложить детям опустить свою кисть руки вниз пальчиками и посмотреть, как пальчики крепятся к ладошке. Сравнить с кистью рябины. Нарисовать кисть рябины. Ягоды не рисуем.
4. Раскрашиваем рисунок. Листья рисуем методом примакивания.
5. Ягоды рисуем концом кисти.
Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬЮ»
Ветры рябину качают. (Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны рябины). Покачивать руками.
Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу. Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.
Практическая часть-индивидуальный подход. Коррекция осанки.
Физкультминутка «Рябинка»
На холме стоит рябинка, Потягивания — руки вверх.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете — Вращение туловищем вправо-влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнется, Наклоны в стороны.
Не печалится — смеется.
Вольный ветер грозно дует Дети машут руками, изображая ветер.
На рябинку молодую.
Рефлексия. Анализ готовых работ.
Воспитатель- Ветку какого дерева мы сегодня рисовали? Вам нравятся ваши рисунки?
Дети любуются нарисованными веточками рябины.
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин
О рябине для детей 5-8 лет
Словно девица-красавица стоит в осеннем лесу рябина среди темных елей и белоствольных берез. Накинула она на плечи шаль, расшитую резными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод.
Рябина часто разводится как декоративное дерево, но может быть использована и в качестве пищи. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но после первых заморозков горечь исчезает.
Что можно приготовить из рябины?
Плоды рябины употребляются свежими, в виде варенья, джемов, киселей, а также мочеными и маринованными.
Любят рябину звери и птицы. Медведь бродит по лесным чащобам, собирает грибы, ягоды, желуди — нагуливает жирок к зиме. Если найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится его плодами.
Нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям. Они, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают его плоды и ветки, а упавшие на землю ягоды потом подберут мыши-полевки, ежи и белки.
www.idealdomik.ru
О рябине — детям
В наших лесах рябины много. Не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд осенью. Петр Вяземский так писал о рябине:
«Забыв и озера картину, И снежный пояс темных гор, В тебя, родную мне рябину, Впился мой ненасытный взор».
Рябина – род древесных растений из семейства Розовые. Известно около ста видов рябины. Основные среди них – рябина обыкновенная (царица осеннего леса) и черноплодная (королева осеннего сада).
Полезные свойства рябины обыкновенной
давно знакомы медицине
Целители Древнего Востока обращали внимание на такое ценное свойство рябины, как способность «удерживать питательные вещества в организме».
В ней – значительное содержание витаминов и легкоусвояемых сахаров, поэтому при авитаминозах ягода незаменима. По содержанию каротина рябина даст фору некоторым сортам моркови
Полезен напиток из рябины с шиповником.
Ягода оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее действие. При лечении в ход идут плоды, цветы и листья рябины обыкновенной. Она полезна для кишечника, обладает желчегонным действием.
Стихотворение о рябине
«Ты рябинушка, ты кудрявая, В зелёном саду пред избой цвети, Ты кудрявая, моложавая, Белоснежный пух — кудри-цвет твои.
Убери себя алой бусою, Ярких ягодок загорись красой; Заплету я их с темно-русою, С темно-русою заплету косой».
В диком виде черноплодная рябина произрастает в восточных районах Северной Америки. Распространение её в России связано с именем селекционера И.В.Мичурина. В 1900 году он выписал из Германии черенки этого вида рябины для скрещивания с рябиной обыкновенной. Учёный высоко ценил данную культуру как плодовое растение. В последующем большую роль в распространении черноплодной рябины в нашей стране сыграл М.А.Лисавенко. В 1935 году он получил черенки из Мичуринска, всесторонне изучил эту культуру. В 1942 году на Алтайской плодовой опытной станции заложил плантацию насаждений в 1000 кустов.
Полезные свойства рябины черноплодной
не менее известны. Например, витамина Р (капилляроукрепляющего) в её плодах в два раза больше, чем в чёрной смородине, и в 20 раз больше, чем в яблоках и апельсинах. Она служит сырьём для «витаминной» промышленности. В мякоти плодов у черноплодной красавицы – масса йода.
Сочинение про рябину
Осенняя красавица в ярком наряде.
Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека
Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом
Птицы лакомятся его дарами.
Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её сочные ягоды они часто сравнивают с бусами.
Рябина не только красивое дерево. Бабушки и мамы собирают её ягоды после того, как ударят морозы. Говорят, что в это время они очень полезны. Они дают людям витамины и лекарства.
Я спросил у бабушки, почему она ест ягоды рябины. Она сказала, что они заменяют ей сердечные капли. Тогда я подумал, что сердце человека – это мотор, а ягоды рябины – масло для него, не дающее мотору заржаветь.
Я не ем ягоды рябины, потому что у меня здоровое сердце. Но я люблю любоваться деревом. Однажды меня угостили вареньем из рябины. Было очень вкусно. Если я стану художником, я обязательно нарисую пейзаж с рябинами. Он будет приносить людям радость и хорошее настроение.
Для меня рябина является символом моей Родины. Это дерево, которое круглый год украшает природу и всегда полезно. Весной оно пышно цветёт, летом дарит прохладу, зимой и осенью делает мир ярче. Но всё-таки больше всего мне нравится рябина осенью.